Каждый водитель обязан иметь полис ОСАГО. На основании этого договора страховая компания возмещает вред, который нанесен в результате ДТП чужому материальному имуществу, будь то автомобиль или придорожный киоск, и здоровью людей. Что же нужно, чтобы выплату сделали?
Обязанности потерпевшего, виновника и страховщика
Сразу после аварии пострадавший и виновник должны уведомить о случившемся своих страховых агентов. Затем на рассмотрение компании передают документы по дорожному происшествию. На это отводится:
- 5 дней, если авария оформляется без представителей Госавтоинспекции (по европротоколу);
- 15 дней в остальных случаях.
Если нет возможности доставить бумаги лично, допускается использовать почтовую доставку, но с уведомлением о вручении адресату и описью содержимого. Таким
образом, у вас будет подтверждение об отправке.
Также потерпевший направляет фирме заявление о выплатах. Если его имуществу причинен вред, то оно должно быть предоставлено страховщику для проведения экспертизы с целью определения размера ущерба (согласно пункту 20 статьи 12 Федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Сотрудник компании (аварийный комиссар) выполняет осмотр в течение 5 дней после подачи заявления. Если представитель страховой фирмы не прибыл в отведенный срок, рекомендуется обратиться к независимому оценщику. Он, наверняка, будет действовать более объективно и не станет специально занижать стоимость ремонта. Затраты на услуги стороннего специалиста вам потом оплатят по ОСАГО.
Необходимые документы
Для получения компенсации ущерба в страховую контору подаются следующие документы (регламентируются в Положении № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», пункт 3.10):
- извещение о ДТП;
- копия паспорта;
- справка о ДТП по форме № 154 (если оформлялось с участием сотрудника дорожной полиции);
- нотариально заверенная копия протокола об административном правонарушении.
Если повреждены материальные объекты, дополнительно предоставляются:
- документ о праве собственности;
- заключение экспертизы о причиненном вреде (если проводилась с привлечением независимого специалиста);
- квитанции об оплате услуг эксперта;
- иные бумаги, подтверждающие порчу имущества.
Лица, здоровью которых в результате происшествия причинен вред, прикладывают справки из медицинских учреждений о расходах на лечение.
7 ситуаций, в которых страховая компания может отказать в выплате
Существует много случаев, когда страховщик имеет основания отказать пострадавшему в страховой выплате или воспользоваться правом регресса (ущерб оплачивает виновник). Рассмотрим наиболее частые причины:
- У второго участника аварии не оформлен или просрочен полис ОСАГО.
- Отсутствие виновной стороны (подробнее об этом чуть позже).
- Потерпевшая сторона не предоставила транспортное средство для оценки повреждений (например, владелец отремонтировал авто или утилизировал его до осмотра).
- Собран не полный набор документов.
- Вред получен при выполнении разгрузочных/погрузочных работ.
- Ситуация решена по обоюдному согласию участников на месте, без оформления ДТП.
- Повреждены уникальные предметы: памятники архитектуры, ювелирные изделия, ценные бумаги, произведения науки и искусства.
Советы, которые помогут избежать отказа в выплате по ОСАГО
Чтобы избежать отказа выплаты по ОСАГО и получить компенсацию в полном объеме, полезно знать некоторые нюансы. Рассмотрим их подробнее.
«Вы пришли поздно»
Страховые компании в своих памятках, буклетах и листовках указывают, что обратиться к ним необходимо в течение 15 дней после инцидента, и отказывают в выплате, когда документы подаются позже.
В действительности этот период не прописан в нормативных актах (Законе об ОСАГО № 40-ФЗ и Положении о правилах ОСАГО № 431-П, утвержденном Банком России от 19.09.2014). Поэтому такое требование не может стать обоснованием для отказа, если у клиента есть уважительная причина для задержки (лечение в больнице, пребывание за границей).
Крайних нет
Как было сказано выше, если виновник ДТП не установлен, то компенсации тоже не будет. Но к ответственности, в любом случае, кого-то привлекут. И если инспектор ГИБДД не выяснит, кто спровоцировал аварию, то это сделает суд. Для каждого участника определяют степень вины: 50/50 или 70/30. Соответственно, страховая фирма покроет только часть расходов. То есть, при 20-процентной виновности вы получите 80 % суммы ущерба, а остальную часть выплатят вашему «оппоненту».
«Давай решим все на месте!»
Часто участники дорожного происшествия договариваются сами, без привлечения Госавтоинспекции. Пострадавшая сторона получает деньги на ремонт автомобиля, и водители мирно разъезжаются.
Если случится повторное ДТП, возможны неприятности. Когда оценщик страховой фирмы выявит следы давней аварии, о которой он не знает, то постарается списать максимум повреждений на первый случай. Поэтому любые инциденты лучше оформлять надлежащим образом.
Ну и напоследок. Если вы не согласны с размером компенсации по ОСАГО, потребуйте у компании письменное обоснование рассчитанной ими суммы. Проведите независимую экспертизу и добейтесь пересмотра вынесенного решения. Если страховщик не идет на уступки – обратитесь в суд. Как показывает практика, подобные проблемы зачастую решаются в пользу истца.