Условные знаки разработаны самими автовладельцами и позволяют обмениваться информацией во время движения. Выделяют сигналы такого характера:
-
предостерегающие – для предотвращения ДТП и чрезвычайных ситуаций;
-
для выражения благодарности или извинения;
-
для просьбы о помощи.
Конечно, эти «правила» не имеют юридической силы. Но их знание позволит избежать неприятностей и лучше понимать других участников дорожного движения.
Фары
-
Однократное мигание дальним светом – просьба обратить внимание. Если на шоссе мигают «в спину» – просят пропустить (корректнее для этой цели использовать левый поворотник). Если вы не собираетесь уходить в сторону – коснитесь педали тормоза, чтобы сработали стоп-сигналы, но не снижайте скорость. А если согласны дать дорогу, но перестроится затруднительно, – включите правый поворотник. Это будет означать: «пропущу при первой возможности».
И еще одно: если в темное время суток или в условиях плохой видимости вас обгоняет фура или длинномер – моргните дальним, когда грузовик может перестраиваться в правую полосу. Водителю большой машины часто не видно обстановку сзади, и тяжело оценить, когда завершать маневр.
-
Два коротких сигнала дальним светом: впереди пост ГИБДД или другая опасность. Это международный знак «снижай скорость», известный в разных странах. В любом случае нужно сбросить обороты и сконцентрироваться.
-
Одиночный знак дальним светом ночью от встречного автомобиля: водитель сообщает, что фары вашего транспортного средства (ТС) его ослепляют. Культурному водителю рекомендуется перейти на ближний режим или включить противотуманки.
-
Короткий дальний сбоку: просят пропустить, когда нужно вклиниться в плотный транспортный поток при выезде с второстепенной дороги. Снижение скорости или ответная вспышка дальним светом говорит: «Проезжай, уступаю».
Аварийная сигнализация и поворотники
-
Одно или два мерцания аварийкой означают благодарность или извинение, в зависимости от ситуации.
-
Указатели поворота для передачи информации обычно используют дальнобойщики (автопоезда, фуры, рейсовые автобусы), габариты которых ограничивают видимость водителям, двигающимся сзади. Если у идущего впереди ТС непрерывно мигает левый поворотник – обгонять нельзя – впереди препятствие. Когда замерцал правый поворотник – «путь свободен». Во втором случае необходимо удостовериться, что шофер не собирается просто свернуть на прилегающую дорогу.
Звуковые сигналы
Запомнить легко: короткий гудок – знак благодарности, длинный – выражение раздражения и недовольства.
Часто звуковые сигналы подают с целью привлечь внимание автомобилиста и предупредить об опасности.
Жесты
Невербальное сообщение можно передать жестами:
- Поднятая рука с открытой ладонью (или кивок головой) – «спасибо».
-
Описание рукой окружности (или кисть показывает вниз) – спущено колесо.
-
Хлопок ладонью в воздухе – не закрыт багажник или болтаются створки кузова.
-
Кукиш (для грузовых машин) – между сдвоенными колесами застрял камень.
Если шофер голосует на обочине, то о его проблеме скажет предмет, находящийся в руке:
-
Канистра: закончилось топливо. Если при этом автолюбитель показывает кулак с выставленными большим пальцем и мизинцем – обещает, что в долгу не останется.
-
Трос – авто нуждается в буксировке.
-
Ключ или другой инструмент: просьба одолжить необходимый инвентарь.
Отношение представителей ДПС
Условные знаки водителей в Правилах дорожного движения не прописаны, и сотрудники ГИБДД не очень одобряют такую самодеятельность.
Каждый воитель должен знать, что звуковые сигналы в черте города допускается подавать только для предотвращения аварии. Выражение эмоций клаксоном запрещено! Об этом сказано в пункте 19.10 ПДД. Нарушителей ждет предупреждение или наложение штрафа в размере 500 рублей, о чем гласит статья 12.20 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Аналогичное наказание предусмотрено за неправильное пользование внешними световыми приборами и аварийной сигнализацией. С особой строгостью инспекторы относятся к тем, кто подает двойной сигнал дальним светом фар. Что он означает – вы уже знаете.