Примерный расчет стоимости поездки

км

24 часа
Без выходных

История развития транспорта Москвы: от гнедой кобылы до трезвого водителя

← Весь список

Сеть общественного транспорта Москвы – одна из крупнейших в мире. Жителям столицы доступны: метро, трамваи, троллейбусы, автобусы, маршрутки, городские электрички и такси. Расписания и маршруты движения транспорта подобраны так, чтобы пассажиры смогли заранее спланировать свой путь и добраться до пункта назначения за минимальное время. Как все это развивалось – читайте в нашем материале.

Гужевой транспорт

Первые перевозчики пассажиров – извозчики – появились в XVII веке. В 1645 году в столице насчитывалось 2 тысячи экипажей, а к 1838 году их количество увеличилось до 8 тысяч. Московские кучера делились на четыре категории:

  • «ваньки» – самые дешевые возницы, которые приезжали в большой город из деревень на собственных лошадях или брали животных в аренду у хозяина;
  • «лихачи» – работали для богатых клиентов, имели ухоженных скакунов, лакированные коляски на рессорах, зачастую на шинах-дутиках;
  • «резвые» – экипажи среднего уровня;
  • «ломовики» – занимались перевозкой грузов.

В 1847 году зародились «линейки», которые представляли собой крытые повозки, вмещавшие от 6 до 10 пассажиров и запряженные двумя сильными лошадьми. Жители столицы оценили преимущества первого муниципального транспорта, и к 1870 линейки курсировали по 10 маршрутам. Кучера много пили, и владельцы опасались доверять им сбор дохода от перевозок. Потому учредили должность кондуктора, обязанностью которого был сбор дерен за проезд.

В 1872 году в Москве начали предлагать свои услуги «конки» – открытые или закрытые вагоны, запряженные парой рысаков, перемещавшиеся по трамвайным путям. Первую линию открыли во время Политехнической выставки у стен Кремля. К 1891 году число направлений выросло до 25, а количество вагонов увеличилось до 400. Встречались даже двухэтажные конки с открытой верхней площадкой – империалом. Интересно, что остановки во время движения начали делать только в 1893 году, после соответствующего распоряжения московского обер-полицмейстера. Ведь пассажиры не всегда успевали запрыгнуть или сойти в нужном месте и получали травмы.

Трамваи

В конце XIX века в европейских столицах уже активно действовали трамваи. По столице первый электровагон проехал в 1899 году. Новый вид транспорта полюбился москвичам. Он развивал скорость до 25 верст/час (около 27 км/час), а салон вмещал 20 сидячих и несколько стоячих человек. Вагоны отечественной сборки типа «Ф» («Фонарные») стали выпускать только в 1907 году (до этого закупали за границей). В крыше были сделаны разноцветные витражные стекла, которые создавали оригинальный эффект.

В период Первой мировой войны трамвайное хозяйство переживало упадок, и главной задачей отрасли стала транспортировка грузов. Второе дыхание она получила после 1922 года. С тех пор трамвайное сообщение развивалось с попеременным успехом. В начале XXI века колеи и депо подверглись реконструкции.

Сегодня протяженность сети составляет 417 км. По 47 маршрутам ходят 620 трамваев. В марте 2017 на линии вышли низкополые модели российского производства «Витязь-М», в дизайне которых с трудом угадывается облик далеких предшественников. Вместительность состава – 260 человек.

Автобусы

На старте ХХ века власти Москвы не хотели создавать конкуренцию трамваям, поэтому в 1907 году автобусы запустили только в пригороде – от Камер-Коллежского вала до Останкина. В столице первый маршрут открыли в августе 1924. По нему курсировали 8 английских машин марки Leyland. К 1938 сообщение охватило окраины и центральные магистрали, где ликвидировались трамвайные пути.

На 2011 год инвентарная численность парка автобусов ГУП «Мосгортранс» составляла 6185 единиц. Городская администрация держит курс на покупку моделей с низким полом экологического класса Euro-5 и выше. Обещается, что в недалеком будущем электробусы придут на смену бензиновым аналогам.

Троллейбусы

Идея о постройке троллейбусной линии в Москве была сформулирована в 1924 году, но к реализации приступили только через 9 лет. В 1933 году первый советский троллейбус выехал на улицы города. Он весил 8,5 тонн, имел деревянный каркас, обшитый металлом, кузов длиной 9 м и шириной 2,3 м. В салоне имелось 37 мягких кресел, никелированные поручни, багажные сетки. Под сидениями были смонтированы электропечки. Открытие дверей производилось вручную: передних – шофером, задних – кондуктором.

Бум развития «рогатого транспорта» пришелся на период 60-х годов. Сеть линий разрослась до 884 километров и стала самой протяженной в мире. В 1975 году в столичных депо насчитывалось 2217 машин.

По состоянию на 2011 год в троллейбусном парке ГУП «Мосгортранс» находится 1631 единица подвижного состава. Троллейбусы оснащены по последнему слову техники:

  • энергосберегающей электронной системой управления;
  • системами бортовой диагностики;
  • блокировкой хода при открытых дверях;
  • синхронизированными электронными табло и речевыми информаторами;
  • системой контроля оплаты проезда;
  • антиблокировочной системой ABS.

Также в мегаполисе запускают троллейбусы на автономном ходу, способные проезжать отдельные участки пути без питания от сети.

Такси

Первые такси появились в 1925 году. Состоятельных граждан обслуживали итальянские «Фиаты» и французские «Рено». С 1932 года «шашечки» появились на кузове автомобилей ГАЗ-А, а с 1936 – на дверях М-1 и семиместных ЗИС-101.

В 80-х в городе насчитывалось 16 тысяч линейных такси. В 90-х таксомоторные парки переживали застой, и инициативу перехватили частники.

В наши дни рынок такси практически легализирован, выдано 82 тысячи разрешений для перевозчиков. С 1 июля 2018 года законно работать могут только автомобили желтого цвета. Остальных ждут штрафы. По данным статистики Дептранса, в будний день услугами московского такси пользуются 820 тыс. пассажиров.

Метрополитен

Предложение о строительстве подземной железной дороги в столице было выдвинуто еще в 1875 году. С того времени было сделано несколько проектов, но открытия московского метро пришлось ждать до мая 1935 года. Комплекс включал 11,6 км дороги и 13 станций. Первая очередь шла между остановками «Сокольники» и «Парк культуры» с ответвлением к «Смоленской». На линии работало 14 четырехвагонных составов.

В 1954 году запустили Кольцевую линию. Активное развитие метрополитена ведется и теперь. Он состоит из 13 линий протяженностью 346 км. 48 из 206 станций признаны объектами культурного наследия.

Маршрутки

Московское маршрутное такси зародилось в 30-х годах XX века. Легковушки ЗИС-101, а со временем ЗИС-110 курсировали между центральными площадями, парками, вокзалами и выставками, отвозили болельщиков на футбольные матчи. В 60-е годы для пассажирских перевозок начали использовать микроавтобусы РАФ-977 («рафики») и автобусы ПАЗ-652.

В начале 2000-х маршрутки охватили почти все коммерчески привлекательные линии и стали серьезным конкурентом общественного транспорта. Но сервис ухудшился: если в начале 90-х маршрутные такси считались комфортной, быстрой и дорогой альтернативой троллейбусам, метро и автобусам, то с переходом в новое тысячелетие они стали восприниматься как менее безопасный и неудобный способ передвижения, единственным преимуществом которого оставалась скорость.

Старые, разбитые ГАЗели с водителями-лихачами перестали удовлетворять платежеспособных граждан. Назревала реформа, которая состоялась в августе 2016. Более 300 старых маршрутов отменили. На смену пришли новые, удобные и вместительные синее автобусы, где предусмотрена оплата обычными билетами или проездными. При этом направления, дублирующие общественный транспорт, упразднили.

Городская электричка

Городская электричка – новый вид муниципального транспорта, который столица получила в сентябре 2016 года с открытием Московского центрального кольца (МЦК).

Горожанам доступна 31 станция с 6 пересадками на пригородный железнодорожный транспорт и 14 переходами на метро. Почти с каждой остановки можно пересесть на трамвай, автобус или троллейбус.

По МЦК курсируют современные поезда «Ласточка» вместительностью 1200 человек. Максимальная скорость – 160 км/ч, хотя они редко разгоняются свыше 50 км/ч. Для сравнения, составы метро за 1 час преодолевают лишь 41 км. Такая разница в скорости позволяет пассажирам экономить до 20 минут на дорогу, а линии метрополитена в часы пик станут на 18-40 % свободнее.

Трезвый водитель

Концепция услуги «Трезвый водитель» зародилась в ХХ веке в Скандинавии, а в 2006 году одноименный сервис заработал в Москве и Подмосковье. За 12 лет существования компания приобрела десятки тысяч благодарных клиентов. Положительный результат достигается за счет профессионализма операторов и шоферов. Сотрудники имеют стаж от 15 лет и водительские категории A, B, C, D, E.

Обращаясь в нашу компанию, вы получаете такие преимущества:

  • комфортную дорогу домой на собственном авто;
  • уверенность в безопасности;
  • экономию времени (на следующий день не придется возвращаться за машиной);
  • гарантию защиты от штрафов и лишения прав.

«Трезвый водитель» работает ежедневно, без выходных и праздничных дней.


Автор: Компания «Трезвый водитель»

Мы Вам перезвоним!

Ждем Вашего звонка, 24 часа, без выходных, по телефону:

+7 (495) 722-68-33

или закажите обратный звонок: мы свяжемся с вами в течение 5 минут и рассчитаем стоимость поездки по маршруту