Гироскутеры, сегвеи, электросамокаты и моноколеса все чаще встречаются на улицах российских городов и превращаются из диковинки в обыденность. Хотя личный электротранспорт активно участвует в движении, в текущей редакции ПДД он не имеет официального статуса и соответствующей категории. Следовательно, Госавтоинспекция приравнивает такие средства передвижения к пешеходам.
Предложения изменений в ПДД
Многие сегвеи уже сегодня пропадают под определение «мопед» (двухколесное ТС с электродвигателем мощностью свыше 250 Вт), а отдельные моноколеса развивают скорость до 80 км/ч, при дальности поездки на одной зарядке до 240 км. В виду распространения таких «машинок», эксперты обеспокоены безопасностью участников дорожного движения и предлагают рассмотреть возможности использования личного электротранспорта в Правилах:
- разработать соответствующие определения для таких устройств;
- установить зоны и допустимую скорость передвижения;
- определить меры ответственности для владельцев, в случае нарушений и ДТП.
Ранее депутат Госдумы Александр Васильев обратился в ГИБДД с просьбой разобраться в этом вопросе. В официальном ответе инспекции было сказано, что по совокупности технических и эксплуатационных характеристик гироскутеры, сегвеи, электрические самокаты и моноколеса сравнимы с роликовыми коньками, самокатами и другими аналогичными средствами передвижения, которые в ПДД трактуются как пешеходы. При нарушении Правил лицом, использующим такие приспособления, его действия будут квалифицированы по статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ. Поэтому изменения в законодательство были расценены как нецелесообразные.
Тем не менее, вопрос остался открытым, и специалисты продолжают спорить, разрешить ли движение электротранспорта повсеместно, только в парках и на частных территориях, либо приравнять его к велосипедам или мопедам.
Согласно п. 24.2 ПДД, велосипедисты могут двигаться по тротуарам и дорожкам для пешеходов только при отсутствии специально выделенной дорожки/полосы, правого края проезжей части или обочины, либо невозможности их использования. Это серьезный минус для обладателей электротранспорта. Для мопедов требования еще строже: необходимо иметь права категории М, а перемещаться разрешено только по проезжей части или полосам для велосипедистов.
Как разрешится ситуация – увидим в ближайшем будущем.
Ситуация в других странах
В большинстве государств Европы и в США использование персонального электротранспорта регламентировано. Некоторые правительства относятся к таким ТС лояльно, другие препятствуют их распространению и вводят ограничения. Во многих штатах Америки определена максимальная скорость для таких устройств, и в магазине они продаются уже с ограничением, соответствующим закону.
Анализ ситуации в мире приведен в таблице ниже. Правовая часть информации взята с британского форума Electric Unicycle Forum.
Страна | Отношение | Текущая ситуация |
---|---|---|
Европа | ||
Швейцария | Отрицательное, в процессе | Моноколеса прописаны в законодательстве, владельцы обязаны получить номерной знак и оформить страховой полис. При наличии последних разрешается передвигаться по велодорожкам. Однако сделать страховку и номера пока негде (отсутствует соответствующее учреждение). |
Великобритания | Отрицательное | Электротранспорт приравнивается к ТС, движение которого по тротуарам запрещено с 1835 года в Англии и Уэльсе (Highway Act) и с 1984 года в Шотландии (Roads Act). При наличии разрешения владельца, можно кататься по территории частной собственности. |
Германия | Отрицательное | Езда на гироскутерах и моноколесах по тротуарам и дорогам запрещена. |
Нидерланды | Нейтральное | Моноколеса не рассмотрены в правилах, а потому не попадают под действие установленных ограничений. Ездок приравнивается к пешеходу. Передвижение на гироскутерах по тротуарам и дорогам запрещено. |
Чехия | Положительное, в процессе | Разрешается использовать моноколеса на тротуарах при условии, что скорость езды не превышает скорость шага, а также на велодорожках, с соблюдением скоростного режима для велосипедов. Локальные городские власти могут ограничить использование сегвеев и другого электроуправляемого транспорта в определенных местах. Подобная практика применяется в исторической зоне Праги. |
Швеция | Положительное | Моноколеса приравниваются к электромопедам и электровелосипедам. Использование разрешается на специально выделенных дорожках. |
Финляндия | Положительное | Моноколеса приравниваются к электромопедам и электровелосипедам. Разрешается использование на специально выделенных дорожках, при наличии передних/задних фонарей, защитного шлема. Допускается езда по тротуарам и пешеходным дорожкам, если скорость не превышает скорость шага. |
Дания | Отрицательное, в процессе | Личный электротранспорт проходит тестирование. |
Люксембург | Положительное | Мококолеса разрешены на тротуарах и пешеходных дорожках. |
Франция | Положительное | Моноколеса и другие средства передвижения, оснащенные маломощным электромотором, разрешены на пешеходных дорожках. |
Бельгия | Положительное | Аналогично Франции. |
Норвегия | Положительное | К управлению моноколесами допускаются лица возрастом от 16 лет. Разрешается ездить в пешеходных зонах и по тротуарам со скоростью шага, по дорогам общего пользования со скоростью до 60 км/ч. |
Азия и Ближний Восток | ||
Япония | Отрицательное, в процессе | Электросамокаты, гироскутеры, сегвеи и моноколеса тестируются на специально отведенных площадках и в научных парках. |
Гонконг | Отрицательное | Запрещается использовать личный электротранспорт на тротуарах, пешеходных дорожках и в других общественных местах. |
Сингапур | Положительное | С 2016 года разрешено использование моноколес на тротуарах. |
Израиль | Нейтральное | Электротранспорт не регулируется Правилами. |
Тайланд | Нейтральное | Электротранспорт не регулируется Правилами, использование не ограничивается со стороны полиции. |
Океания | ||
Австралия | Отрицательное | Моноколеса и другие средства передвижения, оснащенные маломощным электромотором, запрещены в общественных местах. В некоторых штатах законодательство может отличаться. |
Северная Америка | ||
Канада | Отрицательное, пассивное | Официально использование гироскутеров и моноколес на тротуарах и дорогах запрещено, но власти не следят за исполнением закона и не штрафуют ездоков. |
Штат Калифорния | Положительное | Допускается использовать гироскутеры, моноколеса и моторизированные скейтборды при наличии защитного шлема, на скорости до 20 миль в час. Мощность электродвигателя не должна превышать 1000 Вт. |
Штат Вашингтон | Положительное | Разрешается ездить на моноколесах по пешеходным дорожкам. |
Штат Вирджиния | Положительное | Разрешается ездить на мобильном электротранспорте по тротуарам, велосипедным дорожкам и проезжей части, не превышая скорость 25 миль в час. |
Нью-Йорк | Отрицательное | Запрещается использовать гироскутеры, моноколеса и моторизированные скейтборды на тротуарах и улицах города Нью-Йорк. |
Вашингтон | Положительное | Разрешается ездить на моноколесах по тротуарам и велосипедным дорожкам, за исключением зоны центрального делового района. |