Мировая экспансия электромобилей
В 2011 году начался бум популярности электромобилей. Совершенствование технологий и меры по стимулированию потребителей в развитых странах привели к удешевлению такого транспорта и повышению его конкурентоспособности.
В США и Европе покупатели бронируют новые Tesla и Jaguar раньше, чем те сходят с конвейера. Как сообщает Forbes.ru, в Норвегии доля продаж авто с электродвигателем достигла 23 % от общей реализации легковых моделей. А в 2015-2016 годах спрос в Китае превысил объемы продаж в Соединенных Штатах.
Почему электромобили не популярны в России
В прошлом году численность пассажирских электрокаров в мире перевалила за 1 миллион единиц. У нас средства передвижения на электротяге остаются экзотикой. По данным портала «Федеральное агентство новостей», на начало 2017 года в РФ было зарегистрировано 920 «зеленых» машин. На общем фоне это капля в море. В чем причина столь малого интереса со стороны водителей? Давайте разбираться.
Высокая стоимость и затраты на ремонт
Автомобили DC-мотором сложно назвать доступными. Стоимость бюджетного Mitsubishi i-MiEV – 15000 $, а за супер-компактный Renault Twizy придется выложить не меньше 13000 $. Более солидная Tesla Model 3 обойдется в целых 35000 $, а ценники на BMW i3 начинаются от 70000 $.
Бензиновые и дизельные аналоги стоят дешевле. В других странах цены также в пользу машин с ДВС. Но та же Америке и ЕС ведут политику стимуляции спроса: покупателям возвращается до 30 % стоимости автомобиля – это часть выручки, которую дилеры отдают в казну в качестве налога.
Ощутимо ударят по карману и издержки на ремонт. В случае серьезной поломки транспортное средство придется отправлять за границу. Сервиса с правом гарантийного обслуживания в России пока нет. Для официально ввезенных грин-каров предусмотрен ремонт у дилера.
Неразвитая инфраструктура электрозаправочных станций (ЭЗС)
Даже если у вас достаточно финансов для приобретения электромобиля, его эксплуатация не покажется легкой задачей. Сложность – в зарядке. Она бывает двух видов:
- «быстрая» на постоянном токе (DC): за полчаса заряжает 80 % батареи;
- «медленная» на переменном токе (AC) (евророзетка, Schuko, разъем type 2): восполнит запас аккумулятора за 8-10 часов.
Согласно исследованиям Idaho National Laboratory, в американцы 85 % времени подпитывают «зеленый» транспорт дома. В остальных случаях они используют специальные ЭЗС возле офисов, гипермаркетов и других мест.
А что в России? По информации журнала Forbes.ru в стране насчитывается 170 электрических заправок. Темпы роста пока не впечатляют. И это при том, что с 1 ноября 2016 автозарядки включены в список обязательных требований при оборудовании АЗС.
Хорошо, если вы живете в коттедже за городом. А если в многоэтажке? Не сбрасывать же каждый вечер из окна удлинитель, чтобы «покормить» автомобиль.
Правительство Московской области планирует развивать зарядную структуру и к концу 2017 года довести количество точек ЭЗС в Подмосковье до 55. Предполагается обустроить их на территории паркингов, шоппинг-моллов и бизнес-центров.
Низкая привлекательность для дилеров
Ввоз электрокаров на территорию РФ – это бизнес, не гарантирующий прибыль. Дилерам приходится считаться с рядом издержек:
- логистические;
- на внедрение системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС;
- на сертификат одобрения типа транспортного средства (ОТТС);
- утилизационный и акцизный сборы;
- страховка;
- таможенные операции;
- налоги (НДС или ЕСН).
В итоге стоимость экологичного авто возрастает, в среднем, на 40 %. Усугубляет ситуацию и тот факт, что отмена ввозной таможенной пошлины действовала до 31 августа 2017 года. Таким образом, с сентября прайс вырастет еще на 15-17 %.
Будущие перспективы
Стимулировать спрос призвана правительственная программа развития электрического автотранспорта России, рассчитанная до 2025 года. Как сообщает газета «Коммерсант», проект состоит из двух блоков.
Первая часть направлена на увеличения производства и потребительской заинтересованности. Предлагается:
- не взымать с владельцев грин-каров транспортный налог, а для гибридных версий – снизить налогообложение;
- предоставить право бесплатно ездить по полосам для общественного транспорта;
- на 5-7 лет обнулить ставку утилизационного сбора;
- освободить от платы за место на муниципальных городских стоянках.
Отметим, что эти меры носят рекомендательный характер, и регионы будут их применять избирательно.
Второй блок посвящен развитию инфраструктуры для эксплуатации электромобилей. Действия направлены на решение таких вопросов:
- увеличение количества ЭЗС;
- упрощение процесса землеотвода под их строительство;
- установка обязательной доли экологически чистого общественного транспорта.
Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, с июля 2017 года в ПДД были введены два новых понятия: «электромобиль» и «гибридный автомобиль» (постановление Правительства РФ № 761). Также утверждены дорожные знаки, ограничивающие движение ТС с низким эко-классом.
Электромобили и служба «Трезвый водитель»
Бывают ситуации, когда за руль садиться не стоит. Корпоратив, день рождения, банкет в ресторане – после таких мероприятий лучше расслабиться на заднем сидении и добраться до дома без приключений.
На помощь придет компания «Трезвый водитель». Опытный водитель отвезет вас по указанному адресу и припаркует автомобиль поблизости. Если ваш автомобиль имеет электрический привод – не проблема. Наши сотрудники умеют обращаться с электрокарами и знают, где в Москве расположены ЭЗС. Они выберут кратчайший маршрут, без риска застрять в пробке, а при необходимости заедут на пункт электрозаправки и пополнят ресурс батареи.