Ксеноновые (они же газоразрядные) лампы применяют в фарах с 1992 года и считают одними из наиболее совершенных решений для автомобильных систем освещения. И не зря, ведь они обладают рядом преимуществ:
- срок службы 2800-3000 часов против 200-500 часов для галогеновых аналогов;
- спектр излучения близок к дневному свету (при температуре 4000-5000 К);
- широкий световой тоннель обеспечивает лучшую обзорность;
- устойчивость к ударам и встряскам благодаря отсутствию нити накаливания;
- хорошая видимость во время тумана или дождя (лучи проходят сквозь капли с минимальным преломлением);
- интенсивность светового потока в 2 раза выше, в сравнении с традиционными источниками света (при равной мощности).
Не удивительно, что многие автовладельцы хотят установить ксенон. Однако закон не всегда разрешает это сделать. Почему? – Выясняем в материале статьи.
Какие лампы используют в фарах
Для начала разберемся, какими световыми приборами оснащают машины. В действующих государственных стандартах и правилах Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) официально утверждены следующие типы фар для автотранспорта:
- с лампами накаливания: C – ближнего света, R – дальнего, CR – двухрежимного света (ГОСТ Р 41.112-2005/Правила ЕЭК ООН N 112);
- с галогенными лампами: HC – ближнего, HR – дальнего, HCR – двухрежимного света (ГОСТ Р 41.112-2005/Правила ЕЭК ООН N 112);
- с газоразрядными лампами: DC – ближнего, DR – дальнего, DCR – двухрежимного света (ГОСТ Р 41.98-99/Правила ЕЭК ООН N 98).
Для каждой модели класс источников света строго регламентирован, что обосновано рядом факторов:
- наличие автокоррекции светового пучка,
- длина волны излучения,
- особенности поверхности рефлектора,
- угол рассеяния отраженного луча и др.
Поэтому, если самовольно заменить галогеновую лампу на газоразрядную, это приведет к неправильной работе световой установки, ослеплению встречных и попутных транспортных средств (ТС) и нарушению безопасности дорожного движения.
По всей строгости закона: наказания за установку ксенона
Если внешние световые приборы вашей модели сертифицированы для использования с ксеноновыми лампами (имеют маркировку класса D), то никаких претензий со стороны ГИБДД быть не должно. А вот за установку на передней части автомобиля оптики, не соответствующей требованиям и конструкции ТС, предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 12.4 КоАП РФ в виде штрафа:
- 3 тыс. руб. – для граждан;
- от 15 тыс. до 20 тыс. руб. – для должностных лиц, ответственных за эксплуатацию ТС;
- от 400 тыс. до 500 тыс. руб. – для юридических лиц.
Такие же санкции полагаются за красные фары или световозвращатели на передней части машины. Указанные приборы и приспособления подлежат изъятию.
Стоит почитать Кодекс об административных правонарушениях дальше, и в части 3 статьи 12.5 вы найдете, что за управление авто, спереди которого установлены красные фары или световозвращающие приспособления, а равно осветительные приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям (как раз сюда относится ксенон), водителю грозит лишение прав на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией перечисленных выше элементов. Отметим, что сказанное распространяется и на противотуманки.
Получается, что один только монтаж не предназначенных для автомобиля ламп приводит к наложению крупного штрафа, а стоит после этого сесть за руль, и можно временно попрощаться с водительским удостоверением (ВУ).
Избежать лишения ВУ можно, если переквалифицировать это нарушение по части 1 статьи 12.5 КоАП. В ней сказано, что за управление машиной при наличии неисправностей или условий, не допускающих ее эксплуатацию, полагается предупреждение или материальное взыскание в размере 500 руб. Применение рассеивателей и ламп, которые не соответствуют типу фар, как раз считается неисправностью, согласно пункту 3.4 главы 3 ПДД.
Однако рассчитывать на такую поблажку в суде можно лишь в случае, если в действиях шофера нет злого умысла, и не его защиту встанет опытный адвокат. Тем, кто самостоятельно переоборудует свою «девятку», чтобы ярче светила, рассчитывать на благосклонность судей не стоит.